Vanta.ru > Cтатьи о раскрутке > Реклама и маркетинг

Меню

Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды

Владимир Дубковский

(╚Хорошие бизнес-новости╩, ╧5-1999)

О связи (или об отсутствии всякой связи) между этими двумя экономическими инструментами написано немало - как в России, так и за рубежом. В США, на родине сетевого маркетинга, в 70-х годах по инициативе Федеральной торговой комиссии даже состоялся специально посвященный этому вопросу судебный процесс в связи с деятельностью компании ╚Amway╩. Вопрос стоял ребром: является ли сетевой (многоуровневый) маркетинг, который компания использовала для продажи своих товаров, легальным видом бизнеса, или же это жульническая финансовая пирамида, ведущая к неминуемому финансовому краху всех ее участников?

В 1979 году было принято историческое для всех сетевиков решение: многоуровневый маркетинг является абсолютно легальным и честным способом распространения товаров и услуг.

Суть же его предельно проста: довольный своим приобретением потребитель вовлекает группу своих знакомых (друзей, родственников) не только в приобретение аналогичного товара, но и в его распространение, а затем получает комиссионное вознаграждение за каждую продажу, совершенную не только привлеченными им лицами, но и следующими поколениями дистрибьюторов, которых нашли его знакомые.

Таким образом, выстраивается сеть, в которой одни потребители привлекают других, принося весомый доход не только себе, но и своим спонсорам, вовлекшим их в этот бизнес.

На первый, непрофессиональный взгляд очевидно сходство с жульнической финансовой пирамидой.

Действительно, внешнее сходство налицо. Однако есть ╚лакмусовые бумажки╩, позволяющие отделить ╚зерна от плевел╩. Первая √ наличие реального товара. Если комиссия выплачивается из членских взносов новых клиентов √ мы имеем дело с типичной финансовой пирамидой. Если деньги платят за продажи конкретного товара (услуги) √ перед вами, скорее всего, реальная сетевая компания. Однако этого критерия иногда бывает недостаточно. Второй элемент, на который стоит обратить внимание, √ стоимость товара. Дело в том, что многие авантюристы поняли, что ╚голая╩ пирамида зачастую ╚не проходит╩, слишком много людей в России пострадали от разных ╚Хопров╩, ╚Домов Селенга╩ и прочих последователей печально известной МММ господина Мавроди. Вот и придумали ╚овечью шкуру на волчью морду╩: предлагается реальный товар, но по цене в десятки раз превышающей его реальную стоимость. Скажем, страховой полис по риску ╚несчастный случай╩ с защитой в 1500 долларов, стоящий в надежных страховых компаниях 20 долларов, предлагают за 140 ╚зеленых╩. Создается видимость движения по сетям конкретного товара, а фактически человек оплачивает членство в хитро замаскированной пирамиде, рядящейся в одежды сетевого маркетинга. (Более подробно эта тема рассматривается в статье Сергея Всехсвятского ╚Осторожно √ пирамида!╩, опубликованной в газете ╚Хорошие новости╩, ╧1 за 1999 г.)

К сожалению, очень часто авторы, пишущие на данную тему, не понимают эти тонкости и ставят жирный знак равенства между сетевыми структурами и финансовыми пирамидами. В таких публикациях крепко достается и жуликам, и сетевикам.

Об одной широко распространенной в России финансовой пирамиде поведала недавно газета ╚Петербургский Час Пик╩ (╧11 от 24 марта 1999 г.). В статье рассказывается о предприимчивом выходце из Казахстана Артуре Зоммере, основавшем в Швейцарии ╚штаб-квартиру международного ордена мошенников╩, которая породила в 1996 г. в России бизнес-клуб ╚Титан╩. Впоследствии ╚Титан╩ превратился в ╚Астран╩, а в Петербурге получил известность под названием ╚Атлантида╩.

╚Атланты╩ бурно развернули свою деятельность, взимая с каждого вступающего в клуб 3300 долларов. Деятельность же заключалась в торговле ╚воздухом╩: зарабатывали ╚атланты╩ лишь на привлечении новых членов, получая комиссионные из вступительных взносов новичков. Причем деньги получали не только вербовщики, но и те, кто привлек раньше их самих. То есть налицо почти все элементы сетевого маркетинга, за исключением одного √ реального товара, за продажу которого и должно выплачиваться комиссионное вознаграждение.

Подобных аферистов развелось немало, и очень хорошо, что правоохранительные органы наконец-то перешли от слов к делу √ от призывов к гражданам опасаться мошенников к привлечению последних к уголовной ответственности. В 1998 √ 1999 годах только в Москве возбуждены уголовные дела в отношении организаторов компаний ╚Атлантида╩, ╚Возрождение╩, ╚Феникс╩, ╚Спейс╩, ╚Контакт╩ и др. √ по статьям за незаконное предпринимательство, хищение путем мошенничества, уклонение от уплаты налогов.

Стоило бы поблагодарить автора публикации Льва Корсунского, детально описавшего все действия мошенников и наносимый ими ущерб (один заголовок чего стоит √ ╚Психопирамида превращает дураков в мошенников╩), но┘

В огромную бочку меда (материал занимает почти целую газетную полосу) вкралась-таки одна очень маленькая, но весомая ложка дегтя. Справедливо клеймя мошенников, автор статьи пишет, что упор они сделали ╚на изощренную психотехнику, разработанную еще полвека назад в США и получившую название многоуровневого маркетинга╩.

Вот так: ╚Атлантида╩ и сетевой маркетинг √ одно и то же!

А теперь, уважаемый читатель, давайте порассуждаем, опираясь на логику, здравый смысл и закон.

Давайте представим, что одна фирма произвела товар (пищевую добавку, страховку, косметику √ что угодно, имеющее реальную стоимость) и отдала его на продажу брокеру. Брокер товар продал и получил от фирмы обусловленный договором процент от суммы продаж. Это нормально? Разумеется, да.

А если этот гонорар брокер распределит среди своих сотрудников по какой-то особой (сетевой, например) системе, покупатель (потребитель) товара каким-то образом может пострадать? Конечно, нет.

Так почему систему распределения вознаграждения за проданные реальные товары (сетевой маркетинг) можно приравнивать к ╚воздушным╩ финансовым пирамидам? Абсурд? Безусловно, да.

Это то же самое, что обвинять топор, послуживший орудием убийства (или взлома жилища), в совершении преступления и на основе этого запрещать его изготовление и продажу. Но ведь топор-то был в чьих-то конкретных руках, и этот кто-то решил, как его использовать √ колоть дрова или рубить головы.

Так и сетевой маркетинг: это всего лишь экономический инструмент, с помощью которого можно строить сети продавцов конкретных товаров, а можно и финансовые пирамиды.

Люди государственные, понявшие огромную важность этого инструмента (создание миллионов новых рабочих мест без инвестиций со стороны государства, повышение благосостояния населения и т. д.), всячески поддерживают сетевой маркетинг. В апреле 1998 года бывший тогда красноярским губернатором В. М. Зубов направил приветственное письмо участникам Сибирской конференции сетевиков, подчеркнув большую социальную значимость этого дела. В июне 1998 года мэр Москвы Ю. М. Лужков издал распоряжение о поддержке структур сетевого маркетинга и образовал специальный комитет при Правительстве Москвы, призванный регулировать эту деятельность.

А регулировать действительно надо: сетевой маркетинг развивается в России с начала 90-х годов, в него вовлечено около двух миллионов человек, а нормативных актов по этому ╚экономическому чуду╩, как его называют во всем мире, в нашей стране пока нет.

Один весьма уважаемый мною человек, президент крупнейшей страховой компании, любит говорить: ╚Легко и быстро делаются только плохие дела╩. Сетевой маркетинг √ дело хорошее, поэтому пробивается в нашу жизнь долго и трудно. Но недаром любимый всеми сетевиками журнал ╚MLM-Перспектива╩ обозначил свое кредо так: ╚Журнал для тех, кто выбрал профессию XXI века╩.

Сетевой маркетинг такой профессией действительно является.



Разделы сайта
Реклама

Design by ThePromo.ru 2001-2017

E-mail: info@vanta.ru